Топография головного мозга

Мозжечок

Позади продолговатого мозга и моста располагается мозжечок (рис. 111). Он имеет два полушария, соединенные червем. Серое вещество мозжечка лежит поверхностно, образуя его кору. Толщина этого слоя 1—2,5мм. Поверхность мозжечка испещрена многочисленными бороздами. Белое вещество лежит в мозжечке под корой. Внутри белого вещества имеются четыре ядра серого вещества: зубчатое ядро, шаровидное, пробковидное и шатровое. Волокна белого вещества осуществляют связь между разными частями самого мозжечка, а также, образуя нижние, средние и верхние ножки мозжечка, связывают последний с другими отделами мозга. Мозжечок центростремительными и центробежными волокнами связан со всеми отделами центральной нервной системы. К мозжечку приходят импульсы от всех рецепторов, которые раздражаются во время движений тела. Двусторонние связи мозжечка и коры больших полушарий дают возможность ему оказывать влияние на произвольные движения.

Мозжечок участвует в координации сложных двигательных актов организма, включая и произвольные движения. Большие полушария головного мозга через мозжечок регулируют тонус скелетных мышц и координируют их сокращения. У человека при нарушении или выпадении функций мозжечка нарушается регуляция мышечного тонуса: движения ног и рук резкие, некоординированные, походка шаткая, напоминающая походку пьяного.

Поперечный разрез головного мозга

Топография головного мозга

Венечный разрез головного мозга на уровне передней спайки. Разрез 1

1 Мозолистое тело

2 Головка хвостатого ядра

3 Внутренняя капсула

4 Скорлупа

5 Бледный шар

6 Передняя спайка

7 Зрительный тракт

8 Миндалевидное тело

9 Нижний рог бокового желудочка

10 Боковой желудочек

11 Прозрачная перегородка

12 Островковая долька (островок)

13 Наружная капсула

14 Столбик свода

15 Зрительное углубление

16 Воронка

17 Таламус

18 Ограда

19 Петля чечевицеобразного ядра

20 Триетий желудочек и гипоталамус

21 Основная артерия и мост

22 Кора височной доли

23 Нижний бугорок

24 Верхний бугорок

25 Водопровод мозга

26 Красное ядро

27 Черная субстанция

28 Ножка мозга

29 Блоковый нерв (IV пара)

30 Серое вещество

31 Ядро глазодвигательного нерва (ядро Вест-фаля-Эдингера)

32 Волокна глазодвигательного нерва (III пара)

33 Червь мозжечка

34 Четвертый желудочек

35 Сетчатая формация

36 Мост и поперечные волокна моста

37 Пробковидное ядро

38 Зубчатое ядро

39 Средняя ножка мозжечка

40 Сосудистое сплетение

41 Подъязычное ядро в ромбовидной ямке

42 Медиальный продольный пучок

43 Тройничный нерв (V пара)

44 Нижнее ядро оливы

45 Корково-спинномозговые волокна и дуговые волокна

46 Четвертый желудочек с сосудистым сплете нием

47 Вестибулярные ядра

48 Ядро и одиночный проводящий путь

49 Нижняя ножка мозжечка

50 Сетчатая формация

51 Медиальная петля

52 Клиновидный пучок Бурдаха

53 Центральный канал

54 Пирамидный тракт

55 Клочок мозжечка

56 Полушарие мозжечка с сосудистой оболочкой

57 “Древо жизни” мозжечка

58 Изящное ядро Голля

59 Латеральная апертура IV-ro желудочка

60 Задняя нижняя мозговая артерия

61 Сосудистое сплетение IV-ro желудочка

Топография головного мозга

Венечный разрез головного мозга на уровне третьего желудочка и межталамической

спайки. Разрез 2

1 Corpus callosum

2 Caput nuclei cau-dati

3 Capsula int.

4 Putamen

5 Globus pallidas

6 Commissura ant.

7 Tractus opticus

8 Corpus amyg-daloideum

9 Cornu temporale ventriculi lat.

10 Ventriculus lat.

11 Septum pellucidum

12 Lobus insularis

13 Capsula ext.

14 Columna fornicis 15Rec. opticus

16 Infundibulum

17 Thalamus

18 Claustrum

19 Ansa lenticularis

20 Ventriculus ter-tius et hypothalamus

21 A. basilaris et pons

22 Cortex lobi temporalis

23 Colliculus inf.

24 Colliculus sup.

25 Auaeductus mesen-cephali

26 Nucl. ruber

27 Substantia nigra

28 Crus cerebri

29 N. trochlearis — IV 36 Substantia grisea

31 Nucl. n. oculomotorii

32 Radix n. oculomotorii — III

33 Vermis cerebelli

34 Ventriculus quartus

35 Formatio reticularis

36 Pons et fibrae pontis transversae

37 Nucl. emboliformis

38 Nud. dentatus

39 Pedunculus cerebel-laris med.

40 Plexus choroideus

 

41 Nucl. hypoglossalis (fossa rhomboidalis)

42 Fasciculus longitudi-nalis med.

43 N. trigeminus — V

44 Nucleus olivaris inf.

45 Fibrae cor-ticospinales et fibrae arcuatae cerebri

46 Ventriculus quartus et plexus choroideus

47 Nuclei vestibulares

48 Nucl. et tractus soli-tarius

49 Pedunculus cerebel-larisinf.

50 Formatio reticularis

51 Lemniscus medialis

52 Nucl. cuneatus -Bardachi

53 Canalis centralis

54 Tractus pyrami-dalis

55 Flocculus cerebelli

56 Hemispherium cerebelli

57 Arbor vitae cerebelli

58 Nucl. gracilis

59 Plexus choroideus

60 A. post. inf. cerebelli

61 Plexus choroideus ventriculi quarti

Топография головного мозгаТопография головного мозга

Поперечный разрез заднего мозга на уровне олив (вид снизу). Разрез 6

Поперечный разрез среднего мозга на уровне верхних бугорков (вид сверху). Разрез 4

Топография головного мозга

Поперечный разрез заднего мозга на уровне моста (вид снизу). Разрез 5

Топография головного мозга

Поперечный разрез продолговатого мозга и мозжечка (вид снизу). Разрез 7

Топография головного мозга

Венечный разрез на уровне нижних бугорков (вид сзади). Правая половина головного мозга. Уровни разрезов

Разрез 3 обозначены

БОЛЬШОЙ АТЛАС ПО АНАТОМИИ, Иоганнес В Роен Чихиро Иокочи Элки Лютьен-Дреколл.

Виды и последствия инсульта

Существует две разновидности инсульта геморрагический и ишемический. Ишемический инсульт является самым тяжелым и опасным для жизни. В наши дни ишемический инсульт стоит на втором месте по причине смертности человека. По-другому этот инсульт называют – инфаркт человеческого мозга.

Ишемический инсульт мозга, в результате которого происходит полное поражение тканевых частиц мозга, а причина этой болезни – нарушение кровообращения. Болезни, которые могут вызвать ишемический инсульт: различные стадии атеросклероза, сахарный диабет всех типов, гипертоническое заболевание и ревматизм любых степеней развития. Если вдруг появились нарушения координации, головокружение, тошнота. Это указывает на развитие инсульта.

Инсульт ствола головного мозга может возникнуть по различным причинам. Прежде всего, инсульт происходит из-за нарушения деятельности мозгового кровообращения. К сожалению, инсульт почти всегда приводит к летальному исходу или сильнейшему повреждению ствола мозга, отвечающего за жизненно важные функции организма.

Инсульт происходит внезапно, появляются головокружения, потливость, бледность, высокая температура, скачет давление, учащается пульс. После этого возникают проблемы с дыханием и кровообращением, дыхание становится учащенным и прерывистым. Из-за нарушения импульсов происходит паралич, но при этом умственная деятельность не страдает. Человек способен полностью владеть обстановкой и трезво мыслить.

При таком инсульте, как правило, двое из троих человек умирают, кризисный период первые два дня после приступа. Чаще всего смерть наступает именно в этот период. Самое главное быстро среагировать, и обратится за помощью к врачам, в течение часа с момента приступа нужно вызвать скорую, тогда есть возможность спасти человека. Такой инсульт, на самом деле очень плохо поддается терапии, необходимо лечение квалифицированных врачей и нахождении в стационаре.

В самых тяжелых формах инсульта, возможно, даже хирургическое вмешательство, цель операции предотвратить дальнейшее кровотечение, но, как правило, такие операции не проводятся. Если же после инсульта удалось выжить, то предстоит очень длительная терапия, которая может длиться не один год. В зависимости от тяжести инсульта реабилитация проводится дома, в центрах восстановления или специальных санаториях. При повторном инсульте выжить невозможно.

Читайте так же:  млн тггод

Симптомы и лечение глиомы ствола головного мозга

Топография головного мозгаК сожалению, глиома ствола мозга одна из самых распространенных форм опухоли головного мозга. Она бывает единичной и находится в белом и сером веществе спинного мозга, а иногда головного мозга. Совсем редко опухоль поражает периферические нервы.

Как правило, глиома распространяется очень долгое время иногда много лет. При этом она не образует метастаз, за большим редким исключением. Размер опухоли, весьма различный: от очень маленького зернышка до размеров крупного яблока; с виду всегда опухоль округлой формы, редко веретенообразная. Бывают уникальные случаи, когда опухоль распространялась недалеко за пределы вещества мозга. Медики проводили много исследований, в результате которых было выявлено, что опухоль ствола мозга полностью состоит из клеток с отростками.

Расположение и стадия развития сильно влияет на проявление симптомов у человека. К основным признакам можно отнести резкие приступы головной боли, возникновение трудностей с речью у человека, появляется рассеянное зрение, человеку сложно сосредоточится над чем-то. Могут появиться приступы эпилепсии, сильная слабость и усталость от небольшой физической и эмоциональной нагрузки.

Нередки случаи парализации лицевых мышц либо одной из частей тела в результате частичной парализации человек может терять равновесие. Беспричинная тошнота и рвота также могут свидетельствовать о глиоме. Очень редко у человека только один вышеперечисленный симптом. Чаще всего это несколько симптомов повторяющихся продолжительно несколько месяцев.

Бывают уникальные случаи, когда не было ни одного признака, а при проведении исследования, по другим причинам, обнаружилась опухоль, но это исключение из правил. Если же человеку поставили диагноз глиома ствола головного мозга, то предстоит пройти следующее лечение такое, как хирургическое вмешательство, радиотерапия и курсы химиотерапии.

Топография головного мозга

При операции у больного удаляется вся видимая часть опухоли, но такая операция очень сложная и практикуется далеко не всеми нейрохирургами. Но хирургическое вмешательство остро необходимо для повышения результативности других методов борьбы с болезнью.

К тому же удаление опухоли помогает провести ее гистологический анализ, для оптимального решения последующего лечения. К большому сожалению, болезнь глиомы неизлечима полностью, и прогнозы неутешительные, но при правильном лечении можно продлить жизнь человеку на несколько лет.

Химиотерапия, как правило, уже вторичное лечение или дополнительное, но не основное, применяется после операции. Но если человек, по каким-то причинам не операбелен, то химиотерапию назначают сразу при установлении диагноза. Радиотерапия и химиотерапия сдерживают рост опухоли.

Автор статьи: Роман Русак

Польза упражнений

Нейродинамическая гимнастика для дошкольников дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие и когнитивные способности. Польза ее в следующем:

  • стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности;
  • помогает получить энергию, необходимую для обучения;
  • снижает утомляемость;
  • улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
  • благоприятно сказывается на процессе письма и чтения;
  • повышает продуктивную работоспособность;
  • формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены.

Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими.

Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.

Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным.

Сегментарный аппарат ствола головного мозга

Сегментарный аппарат ствола головного мозга представляет собой совокупность анатомически и функционально взаимосвязанных структур, предназначенных для осуществления безусловных (врожденных) рефлексов, замыкающихся на уровне ствола головного мозга. Примерами таких рефлексов являются сосательный, глотательный, роговичный, кашлевой и т.д.

В состав этого отдела ствола головного мозга входят следующие структуры:

  1. Корешковые волокна черепных нервов, включающих чувствительный компонент — V пара (тройничный нерв), VII пара (лицевой нерв), IX пара (языкоглоточный нерв), X пара (блуждающий нерв). Они представляют собой расположенные в веществе ствола головного мозга центральные отростки псевдоуниполярных клеток тройничного узла (V пары), узла коленца (VII пары), верхнего и нижнего узлов (IX и X пар). Корешковые волокна заканчиваются синаптическими окончаниями на вставочных нейронах ствола головного мозга.
  2. Вставочные нейроны, роль которых выполняют рассеянные клетки ретикулярной формации ствола головного мозга. Аксоны этих клеток синаптически заканчиваются на нейронах двигательных ядер черепных нервов.
  3. Мультиполярные нейроны двигательных ядер черепных нервов ствола головного мозга — III пара (глазодвигательный нерв), IV пара (блоковый нерв), V пара (тройничный нерв), VT пара (отводящий нерв), VII пара (лицевой нерв), IX пара (языкоглоточный нерв), X пара (блуждающий нерв), XI пара (добавочный нерв) и XII пара (подъязычный нерв).
  4. Часть аксонов нейронов двигательных ядер черепных нервов, составляющих двигательные корешковые волокна в пределах вещества мозга.
  5. Остальные элементы рефлекторных дуг безусловных рефлексов относятся к периферической нервной системе (корешковые волокна, лежащие за пределами ствола головного мозга, краниальные чувствительные ганглии, черепные нервы и их ветви).

В большинстве случаев вставочные нейроны сегментарного аппарата ствола головного мозга обеспечивают передачу нервных импульсов на нейроны двигательных ядер нескольких черепных нервов, причем не только своей стороны, но и противоположной. Например, при раздражении кожи лица в области щеки или губ у новорожденного возникают сосательные движения. Воспринимают раздражение рецепторы, являющиеся окончаниями псевдоуниполярных клеток узла тройничного нерва. Распространение нервного импульса в стволе головного мозга осуществляется на нейроны двигательных ядер V, VII, IХ, Х,ХI и ХII пар черепных нервов. В связи с этим в осуществлении такой функции ствола головного мозга, как сосательный акт, принимают участие жевательные, мимические мышцы, мышцы неба, глотки, шеи и языка. При этом мускулатура включается в осуществление ответной реакции в равной степени как на своей, так и на противоположной стороне тела.

Далее вы узнаете о строении и функциях продолговатого мозга.

Как тренировки влияют на мозг

Ни у кого не вызывает сомнения, что регулярное выполнение утренней гимнастики очень полезно и со временем укрепляет тело. Это же можно сказать и про комплекс упражнений для мозга – они постепенно заставляют обе «половинки» функционировать в тесной взаимосвязи, что помогает лучше воспринимать информацию.

Каждое полушарие регулирует выполнение определенных действий и операций, при этом распределение активности постоянно чередуется. Но максимальная продуктивность достигается только тогда, когда они оба работают слаженно. И именно этой цели и позволяет добиться гимнастика для мозга. Чем лучше развито межполушарное взаимодействие у детей, тем проще им будет даваться выполнение заданий учителя, тем лучше у них будет успеваемость.

Читайте так же:  Что значит артериальное давление 100 на 50 мм рт.ст. и что делать, если болит голова

Сам комплекс появился в 70-х годах XX века, идея принадлежит Полу Денисону – американскому исследователю, который 20 лет занимался выявлением причин неуспеваемости в процессе обучения. Суть комплекса, включающего в себя 26 упражнений, заключается в идее теснейшей взаимосвязи мышления и движения: первое помогает улучшить второе, то есть движение влияет на способность ребенка к обучению.

Топография головного мозга

Упражнения для детей 5-6 лет

Среди упражнений нейродинамической гимнастики можно выбрать те, которые без особых затруднений смогут выполнить дети старшего дошкольного возраста.

Топография головного мозга

Пересекающие среднюю линию тела

«Ленивые восьмерки» – очень полезное для глаз упражнение, делать которое можно так: предложить ребенку мысленно «нарисовать» на воздухе горизонтальную восьмерку (значок бесконечности), таким образом, чтобы сама фигура находилась на уровне глаз, а ее «талия» была примерно напротив переносицы. Рисовать следует вытянутой вперед рукой, слегка согнутой в локте. Указательный палец вытянут, остальные сложены в кулак. Направление движения – всегда вверх. Сначала ребенок пробует «нарисовать» одной рукой 3 раза, затем – второй. Далее руки соединяются замком, упражнение повторяется двумя одновременно. Движения при рисовании «восьмерок» должны быть плавными, мягкими.

«Двойные каракули» – еще одна полезная игра. Задача ребенка – одновременно двумя руками «нарисовать» на воздухе «каракули» (что-то наподобие спирали) так, чтобы каждая часть рисунка находилась на собственной стороне от срединной линии. Движения идут от плеч друг к другу. Постепенно задание можно усложнить, предлагая изобразить сердечки, круги, прямоугольники. При выполнении сидя рисовать можно не только ладонями, но и стопами.

Два упражнения следует чередовать.

«Слон». Это упражнение поможет улучшить гибкость шеи, слух, стимулирует одновременную работу обоих полушарий. Выполняется так:

  • нужно встать, слегка согнув ноги в коленях;
  • одну руку вытянуть вперед, голова кладется на плечо этой руки, глаза смотрят вдаль;
  • теперь необходимо совершать вращательные движения верхней частью тела таким образом, будто ребенок желает нарисовать «ленивую восьмерку» от центра;
  • затем упражнение повторяется с другой рукой в другую сторону.

Если ребенку сложно, то в первое время можно визуализировать образ восьмерки, нарисовав ее в натуральную величину на ватмане и поместив на стене.

Энергетические

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игру «Кнопки мозга»: одна рука (правая) помещается на область пупка, другая – на правую ключицу, ею совершаются массажные движения основания ключицы, правая же рука неподвижна. Далее руки меняются, а упражнение повторяется.

Еще одно задание – «Кнопки Земли» – делается так: указательный и средний пальцы правой руки помещаются под нижней губой. Левая кисть кладется на низ живота. Теперь необходимо «вдохнуть энергию»: не меняя положения рук делать глубокие вдох и выдох.

Растягивающее

«Сова» – отличное упражнение, помогающее улучшить память, речь, математические способности. С ним справятся дети 5-6 лет и старше. Порядок выполнения таков:

  • левой рукой осуществляется своеобразный «захват» мышц правого плеча;
  • теперь необходимо повернуть голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, сделать вдох, сохраняя плечи прямыми;
  • затем подбородок опускается на грудь, делается вдох, плечи расслабляются;
  • после этого упражнение повторяется на другую сторону.

Интересно, что для развития левого полушария следует как можно чаще тренировать правую сторону – и наоборот.

Таковы некоторые наиболее эффективные упражнения гимнастики для мозга, которые можно выполнять вместе с дошкольниками. Такие тренировки при грамотном подходе родителей не только будут полезными для стимулирования мышления, памяти, умения думать, но и улучшат настроение, подарят уверенность в себе, зарядят малыша энергией.

Текст

Выразительные глаза — основа рисунка

Начинающий художник должен знать, что глаза изображаются посередине овала (головы). На центральной горизонтальной оси будут размещаться глаза. Каким должно быть расстояние между ними и ширина? Для этого данную ось нужно поделить на 8 одинаковых промежутков

Важно помнить, что расстояние между глазами должно соответствовать ещё одному глазу. Поэтому от центральной точки влево и вправо отступаем по одному промежутку, начинаем прорисовывать глаза, каждый из которых будет занимать два следующих промежутка

Ширина каждого глаза будет соответствовать 2/8 центральной линии. Главное, чтобы они не находились слишком близко друг к другу или слишком далеко (важно выбрать середину, можно и без сетки).

С помощью глаз передаётся выразительность лица, поэтому важно точно нарисовать их форму и правильно расположить. Начинать изображение следует с прорисовки нижнего и верхнего века

Необходимо чётко выделить уголки глаз. Над верхним веком нужно изобразить пальпебральную борозду в виде дуги, также повторить и снизу, только — поменьше

Большое внимание следует уделить глазному яблоку (радужной оболочке и зрачку). Взгляд получится выразительным, если зрачки будут направлены в одну сторону

Вот некоторые нюансы изображения глаз:

Топография головного мозга

Строение и основные функции продолговатого мозга

Продолговатый мозг, medulla oblongata (myelencephalon), находится между задним мозгом и спинным мозгом.

Верхняя граница продолговатого мозга на вентральной поверхности головного мозга проходит по нижнему краю моста, на дорсальной поверхности соответствует мозговым полоскам IV желудочка, которые делят дно желудочка на верхнюю и нижнюю части. Граница между продолговатым мозгом и спинным мозгом соответствует уровню большого затылочного отверстия или месту выхода из мозга верхней части корешков первой пары спинномозговых нервов.

При переходе от спинного мозга к продолговатому центральный канал расширяется в желудочек, которому на задней поверхности продолговатого мозга и моста соответствует ромбовидная ямка. Вследствие этого части, лежащие кзади от этого центра продолговатого мозга, смещаются в стороны. Серое вещество, располагающееся в спинном мозге в виде сплошных столбов, теряет свою непрерывность и распадается на отдельные ядра. Появляются новые ядра и связанные с ними системы нервных волокон.

На задней поверхности головного продолговатого мозга хорошо различимы продолжающиеся из заднего канатика спинного мозга тонкий и клиновидный пучки. Они оканчиваются в собственных ядрах, лежащих по обе стороны ромбовидной ямки. На латеральную поверхность продолговатого мозга продолжается боковой канатик с расположенными в нем спинно-мозжечковыми путями. В дорсальной части продолговатого мозга находится ретикулярная формация. Здесь же заложены ядра черепных нервов продолговатого мозга, с IX по XII пару. Большинство ядер проецируется на определенные участки ромбовидной ямки.

В строение передней поверхности продолговатого мозга продолговатого мозга находятся пирамиды и оливы. Пирамиды содержат корково-спинномозговые пути, на границе со спинным мозгом они совершают неполный перекрест, после которого перекрещенные волокна уходят в боковые канатики спинного мозга.

В оливах заложено несколько ядер (нижнее оливное, медиальное добавочное, заднее добавочное). Они получают эфферентные волокна из полосатого тела, ретикулярной формации. От ядер оливы берут начало оливо-мозжечковый и оливо-спинно-мозговой пути. Олива в отделах продлоговатого мозга осуществляет кольцевую обратную связь между стволом мозга и мозжечком и оказывает влияние на двигательные нейроны передних рогов спинного мозга.

От тонкого и клиновидного ядер начинаются внутренние дугообразные волокна, которые перекрещиваются в глубине продолговатого мозга и образуют восходящий путь, называемый медиальной петлей. К медиальной петле присоединяется спинно-таламический путь, в результате чего образуется система волокон, проводящих кожную и проприоцептивную Чувствительность к ядрам таламуса.

Читайте так же:  Вегето-сосудистая дистония по гипотоническому типу

Задний спинно-мозжечковый путь в продолговатом мозге человека вступает в нижние мозжечковые ножки, а передний путь проходит через продолговатый мозг и мост до среднего мозга.

Перекрещенные волокна корково-спинномозгового пути уходят в боковые канатики спинного мозга, образуя латеральные корково-спинномозговые пути, а неперекрещенные волокна продолжаются в передние канатики в виде передних корково-спинномозговых путей.

Основные функции продолговатого мозга – участие за счет ядерных образований и ретикулярной формации в реализации вегетативных, соматических, вкусовых, слуховых, вестибулярных рефлексов. Особенностью продолговатого мозга является то, что его ядра, возбуждаясь последовательно, обеспечивают выполнение сложных рефлексов, требующих последовательного включения разных мышечных групп, что наблюдается, например, при глотании.

Такие образования головного мозга, как мост, средний мозг, мозжечок, таламус, гипоталамус и кора большого мозга, имеют двусторонние связи с продолговатым мозгом. Наличие этих связей свидетельствует об участии продолговатого отдела головного мозга в регуляции тонуса скелетной мускулатуры, вегетативных и высших интегративных функций, анализе сенсорных раздражений.

Мост в головном мозге, структура и функции белого вещества

Мост представляет собой белое вещество структура которого цилиндрической формы, практически полностью состоящую из поперечно расположенных нервных волокон. Однако в нём находятся также и ядра из серого вещества головного мозга: от V-ой , VI-ой, VII-ой, и VIII-ой пары черепных нервов, а также ретикулярная формация.   Эта структура, относящаяся к структурам, состоящим из нейронов моста, является промежуточным образованием между продолжением этого же участка в продолговатом мозге, и началом его же в среднем мозге. Нервные волокна моста связывают мозжечок с корой его же собственных полушарий, а также с корой больших полушарий мозга. Так, морфологические и компенсаторные связи коры больших полушарий и полушарий мозжечка обеспечивает структура средней ножки мозжечка.

Тем самым, осуществляется проводящая функция моста. По центру моста, в базилярной борозде, пролегает главная артерия, обеспечивающая кровоснабжение мозга. По обе стороны борозды образуют утолщения пирамидные пути. Они выглядят на поперечном анатомическом разрезе, как небольшие овальные пластинки серого цвета Ядра тройничного и преддверно-улиткового черепных нервов ответственны за сенсорные функции структуры моста. В этом отделе начинается первичный анализ любых поступающих сюда вестибулярных сигналов, то есть оценивается их направление и интенсивность.

Сигналы от оболочек носа, рта, зубов, от рецепторов на коже лица и передних участков кожи головы, внешней части глазного яблока, поступают в ядро тройничного нерва, в его чувствительную порцию.

Лицевой нерв обеспечивает передачу сигналов от всех мимических мышц, а отводящий передаёт сигналы от прямой латеральной мышцы, благодаря чему само глазное яблоко может отводиться вперёд, в наружную сторону.

Сигналы от жевательных мышц и мышц, приводящих в натяжение ушную барабанную перепонку, а также приводящих в натяжение нёбную занавеску, поступают в ядро тройничного нерва, в его двигательную порцию.

В так называемой покрышке моста, располагается пучок волокон медиальной петли, а также трапециевидное тело, вернее его часть, представленная передними и задними ядрами. В этом отделе происходит начальный анализ сигналов, поступающих от органа слуха, затем сигналы от него поступают в четверохолмия, в их задние бугры. Здесь же в покрышке располагаются два ведущих нервных тракта: медиальный и тектоспинальный. Ретикулоспинальный путь образуется при помощи аксонов ретикулярной формации, идущих к мозжечку. Этот участок моста оказывает непосредственное влияние на кору больших полушарий. Под его воздействием наступает пробуждение, или наоборот — «засыпание» коры. Здесь же в ретикулярной формации располагается и группа ядер, отвечающая за активацию центра вдоха, находящегося в продолговатом мозге, и вторая группа — соответственно, отвечающая за центр выдоха. Они относятся к дыхательному центру моста. Нейроны этого центра приводят деятельность дыхательных клеток из продолговатого мозга в соответствие с постоянно изменяющимся общим состоянием организма, по сути, адаптируя их. Структуры белого вещества особенно ясно можно проследить на анатомическом разрезе. Видно, что на две части: базилярную часть и покрышку, структуру моста разделяет его центральное образование — трапециевидное тело. Анатомически оно представляет собой толстый пучок поперечных волокон, а функционально — является, как уже и было сказано — проводящим трактом, передающим сигналы от слухового анализатора. Базилярная часть моста возникла у млекопитающих в процессе эволюции. Чем больше развита кора головного мозга, тем большего размера оказываются и полушария мозжечка, и сам мост.

Строение мозга человека полушария

Топография головного мозгаПолушарий головного мозга всего два – правое и левое, причём правое полушарие отвечает за нормальную деятельность левой половины нашего тела, а левое – за работу правой.

Кроме того, каждое полушарие мозга несёт ответственность за развитие определенных способностей человека. Правое отвечает за «творческое начало» (музыка, сочинение стихов, рисование и т.д), а левое полушарие мозга ответственно за умственную деятельность, требующую присутствия логики (речь, счёт, решение различных проблем). Вся поступающая в мозг информация преобразуется в его наружном тонком слое, которая называется корой головного мозга.

И последнее, доказано, что интеллектуальные способности человека никак не зависят от величины его головного мозга. Иными словами, большая голова – это совсем не признак большого ума.

Информация энциклопедии для детей «Хочу всё знать!»

Многим парням приходилось делать неожиданные сюрпризы своим возлюбленным. Одним из непредвиденных сюрпризов можно считать портрет любимой девушки, выполненный самостоятельно, и снятый на видео процесс работы над ним. Но как нарисовать голову девушки поэтапно, передав все тонкости лица, эмоции, взгляд? Некоторые считают, что такая работа под силу только профессиональным художникам, но если проявить желание и терпение, изучить основные пропорции и правила построения лица, то можно самому сделать неплохой рисунок. Что ж, попробуем разобраться, как карандашом нарисовать голову поэтапно.

Итак, что же нужно знать, чтобы нарисовать голову человека поэтапно? Портрет девушки или парня — сложный вид искусства, поэтому приступать к нему нужно, изучив этапы работы. Профессиональные художники советуют вначале изучить следующие советы:

Половые различия

Мозг взрослого мужчины в среднем на 11—12% тяжелее и на 10% больше по объёму, чем женский. Статистической разницы между соотношением размеров тела и мозга у мужчин и женщин не обнаружено.
Методы томографического сканирования позволили экспериментально зафиксировать различия в строении головного мозга женщин и мужчин. Установлено, что мозг мужчин имеет больше связей между зонами внутри полушарий, а женский — между полушариями. Данные различия в структуре мозга были наиболее выражены при сравнении групп в возрасте от 13,4 до 17 лет. Однако с возрастом в мозгу у женщин количество связей между зонами внутри полушарий возрастало, что минимизирует ранее отчётливые структурные различия между полами.

В то же время, несмотря на существование отличий в анатомо-морфологической структуре мозга женщин и мужчин, не наблюдается каких-либо решающих признаков или их комбинаций, позволяющих говорить о специфически «мужском» или специфически «женском» мозге. Есть особенности мозга, чаще встречающиеся среди женщин, а есть — чаще наблюдающиеся у мужчин, однако и те, и другие могут проявляться и у противоположного пола, и каких-либо устойчивых ансамблей такого рода признаков практически не наблюдается.