Сколько весит мозг человекаPost navigationСвежие записиРубрикиВход на сайтМы в соцсетяхРейтинги

В разном возрасте активны разные зоны мозга

Сколько весит мозг человекаPost navigationСвежие записиРубрикиВход на сайтМы в соцсетяхРейтинги

Исследования мозга показали, что у взрослых и детей наиболее активно работают совершенно разные области головного мозга.

У детей прежде всего активен мозговой ствол и средний мозг. Мозговой ствол контролирует сердцебиение, артериальное давление и температуру тела. Средний мозг отвечает за пробуждение, чувство аппетита/насыщенности, а также за сон.

У взрослых основными работающими зонами оказывается лимбическая система и кора головного мозга. Лимбическая система контролирует сексуальное поведение, эмоциональные реакции и двигательную активность. Кора головного мозга ответственна за конкретное мышление, осмысленное поведение и эмоционально насыщенное поведение.

Развитие головного мозга

Пренатальное развитие

Развитие, происходящее в период до рождения, внутриутробное развитие плода. В пренатальный период происходит интенсивное физиологическое развитие мозга, его сенсорных и эффекторных систем.

Натальное состояние

Дифференциация систем коры головного мозга происходит постепенно, что приводит к неравномерному созреванию отдельных структур мозга.

При рождении у ребенка практически сформированы подкорковые образования и близки к конечной стадии созревания проекционные области мозга, в которых заканчиваются нервные связи, идущие от рецепторов разных органов чувств (анализаторных систем), и берут начало моторные проводящие пути.

Указанные области выступают конгломератом всех трех блоков мозга. Но среди них наибольшего уровня созревания достигают структуры блока регуляции активности мозга (первого блока мозга). Во втором (блоке приема, переработки и хранения информации) и третьем (блоке программирования, регуляции и контроля деятельности) блоках наиболее зрелыми оказываются только те участки коры, которые относятся к первичным долям, осуществляющим приём приходящей информации (второй блок) и формирующие исходящие двигательные импульсы (3-й блок).

Другие зоны коры головного мозга к моменту рождения ребенка не достигают достаточного уровня зрелости. Об этом свидетельствует небольшой размер входящих в них клеток, малая ширина их верхних слоев, выполняющих ассоциативную функцию, относительно небольшой размер занимаемой ими площади и недостаточная миелинизация их элементов.

Период от 2 до 5 лет

В возрасте от двух до пяти лет происходит созревание вторичных, ассоциативных полей мозга, часть которых (вторичные гностические зоны анализаторных систем) находится во втором и третьем блоке (премоторная область). Эти структуры обеспечивают процессы перцепции и выполнение последовательности действий.

Период от 5 до 7 лет

Следующими созревают третичные (ассоциативные) поля мозга. Сначала развивается заднее ассоциативное поле — теменно-височно-затылочная область, затем, переднее ассоциативное поле — префронтальная область.

Третичные поля занимают наиболее высокое положение в иерархии взаимодействия различных мозговых зон, и здесь осуществляются самые сложные формы переработки информации. Задняя ассоциативная область обеспечивает синтез всей входящей разномодальной информации в надмодальное целостное отражение окружающей субъекта действительности во всей совокупности её связей и взаимоотношений. Передняя ассоциативная область отвечает за произвольную регуляцию сложных форм психической деятельности, включающую выбор необходимой, существенной для этой деятельности информации, формировании на её основе программ деятельности и контроль за правильным их протеканием.

Таким образом, каждый из трёх функциональных блоков мозга достигает полной зрелости в разные сроки и созревание идет в последовательности от первого к третьему блоку. Это путь снизу вверх — от нижележащих образований к вышележащим, от подкорковых структур к первичным полям, от первичных полей к ассоциативным. Повреждение при формировании какого-либо из этих уровней может приводить к отклонениям в созревании следующего в силу отсутствия стимулирующих воздействий от нижележащего поврежденного уровня.

Оболочки головного мозга

Головной мозг, как и спинной, покрыт тремя оболочками: мягкой, паутинной и твердой.

Мягкая, или сосудистая, оболочка головного мозга (лат. pia mater encephali) непосредственно прилегает к веществу мозга, заходит во все борозды, покрывает все извилины. Состоит она из рыхлой соединительной ткани, в которой разветвляются многочисленные сосуды, питающие мозг. От сосудистой оболочки отходят тоненькие отростки соединительной ткани, которые углубляются в массу мозга.

Паутинная оболочка головного мозга (лат. arachnoidea encephali) — тоненькая, полупрозрачная, не имеет сосудов. Она плотно прилегает к извилинам мозга, но не заходит в борозды, вследствие чего между сосудистой и паутинной оболочками образуются подпаутинные цистерны, наполненные спинномозговой жидкостью, за счет которой и происходит питание паутинной оболочки. Самая большая, мозжечково-продолговатая цистерна, размещена сзади четвёртого желудочка, в неё открывается срединное отверстие четвёртого желудочка; цистерна боковой ямки лежит в боковой борозде большого мозга; межножковая — между ножками мозга; цистерна перекресток — в месте зрительной хиазмы (перекресток).

Твёрдая оболочка головного мозга (лат. dura mater encephali) — это надкостницы для внутренней мозговой поверхности костей черепа. В этой оболочке наблюдается наивысшая концентрация болевых рецепторов в организме человека, в то время как в самом мозге болевые рецепторы отсутствуют (см. Головная боль).

Твердая мозговая оболочка построена из плотной соединительной ткани, выстланной изнутри плоскими увлажненными клетками, плотно срастается с костями черепа в области его внутренней основы. Между твердой и паутинной оболочками находится субдуральное пространство, заполненное серозной жидкостью.

Моделирование

Об этом мало кто догадывается, но одним из важнейших свойств мозга является его способность к построению моделей, как при попытках описания происходящих в природе процессов, так и для описания выдуманных абстрактных явлений, как осознанно, так и неосознанно. Поведение подавляющего большинства (если не всех) людей определяется именно созданными ими моделями (а в первую очередь предсказаниями, которые они дают) в процессе жизнедеятельности: как для социального взаимодействия, так и для профессиональной деятельности в какой-либо области. Интересно, что человек может поступать иррационально только по той причине, что он когда-то создал искажённую модель (которая даёт искажённые выводы) для какого-либо явления.

Примечания

  1. .
  2. Paul Brouardel. Procès-verbal de l’autopsie de Mr. Yvan Tourgueneff. — Paris, 1883.
  3. Кузина С., Савельев С. . Наука: тайны мозга. Комсомольская правда (22 июля 2010). Дата обращения 11 октября 2014.
  4. Дробышевский С. В. .
  5. O’Brien, Jodi. Encyclopedia of Gender and Society. — Los Angeles : SAGE, 2009. — P. 343. — ISBN 1-4129-0916-3.
  6. Kimura, Doreen (1999). Sex and Cognition. Cambridge, MA: MIT Press. ISBN 978-0-262-11236-9
  7. Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста. — Питер, 2008.
  8. Лурия А. Р., 1973
  9. Иванов С. Звезды в ладонях. — М., Детская литература, 1979. — c. 106
  10. Теплов Л. Очерки о кибернетике. — М., Московский рабочий, 1963. — c. 322-347
  11. Лоскутов А. Ю., Михайлов А. С. Введение в синергетику. — М., Наука, 1990. — ISBN 5-02-014475-4. — с. 180-190
  12. Сапарина Елена Кибернетика внутри нас. — М., Молодая гвардия, 1962. — c. 61-161
  13. Даниэль Бассетт, Макс Бертолеро. Как материя становится сознанием // В мире науки. — 2019. — № 8/9. — С. 14-23.
  14. У. Р. Эшби Конструкция мозга. — М., ИЛ, 1962. — 398 с.
  15. М. Арбиб Мозг, машина и математика. — М., Наука, 1968. — 225 с.
  16. М. Арбиб Метафорический мозг. — М., Мир, 1976. — 295 с.

Коротко о вехах развития синаптических связей в мозге

Сколько весит мозг человекаPost navigationСвежие записиРубрикиВход на сайтМы в соцсетяхРейтинги

Новорожденные:

  • Развиваются автоматические функции, формируется 5 чувств, моторные функции
  • Объём мозга составляет 25% от своего будущего взрослого объёма
  • Имплицитная (бессознательная) память позволяет узнавать мать и членов семьи

От 1 года до 3 лет

  • В это время в мозге формируется до 2 000 000 синапсов каждую секунду
  • В этот период закладывается будущая структура мозга

Сколько весит мозг человекаPost navigationСвежие записиРубрикиВход на сайтМы в соцсетяхРейтинги

3 года

  • Объём мозга составляет уже почти 90% от будущего взрослого объёма
  • Развивается эксплицитная (сознательная) память
  • К этому времени уже заложены способности к обучению, социальному взаимодействию и эмоциональному реагированию

От 4 до 10 лет

Мозг ребёнка в этом возрасте более чем в два раза активнее мозга взрослого человека: на функционирование мозга взрослого человека уходит около 20% потребляемого кислорода; на функционирование мозга ребёнка в этом возрасте — до 50%.

8 лет

Начинают формироваться логические способности.

Сколько весит мозг человекаPost navigationСвежие записиРубрикиВход на сайтМы в соцсетяхРейтинги

В этом возрасте начинается процесс вызревания нервных связей: мало используемые связи перестают быть активными, чтобы остались только самые эффективные пути для прохождения нервного импульса. Лобная доля начинает более полно и быстро взаимодействовать с другими областями мозга.

14 лет

В лобной доле начинается процесс образования миелинового слоя, который открывает новые пути для обучения, поскольку по миелинизированным волокнам импульс проводится в 5-10 раз быстрее, чем по немиелинизированным. Почему лобная доля? Потому что эта область мозга отвечает за планирование, решение задач и другую высшую мыслительную деятельность. Оценка рисков, расстановка приоритетов, самооценка и другие задачи в этот период начинают решаться гораздо быстрее, чем раньше.

Сколько весит мозг человекаPost navigationСвежие записиРубрикиВход на сайтМы в соцсетяхРейтинги

23 года

Завершается процесс вызревания: к этому времени из головного мозга удалена уже почти половина детских синапсов. Прочие изменения, происходящие в мозге после 20 лет, пока мало изучены.

25 лет

Завершается процесс миелинизации. Мозг полностью созрел. Не в 16 лет, когда в Америке разрешается водить машины; не в 18 лет, когда человек получает право голоса; не в 21 год, когда американские студенты получают право приобретать алкоголь; а ближе к 25, когда в той же Америке молодые люди получают право арендовать автомобиль.

Мозг всё ещё способен строить новые связи между нейронами, пока происходит процесс обучения. Тем не менее, наиболее пластичен и восприимчив к изменениям мозг в раннем возрасте; созревающий мозг становится более специализированным для совершения более сложных функций, что приводит к затруднённой адаптации к переменам или непредвиденным обстоятельствам. Есть говорящий пример: в течение первого года жизни зоны мозга, отвечающие за дифференциацию звуков, становятся более специализированными — они как бы «настраиваются» на волну того языка, на котором говорит окружение. В это же время мозг начинает терять способность узнавать звуки других языков. Несмотря на то, что мозг в течение жизни не теряет способность к изучению других языков или овладению других навыков, эти связи уже никогда после не смогут настолько легко перестраиваться.

Понимание ваших шестилеток приходит только тогда, когда вы знаете, какие вехи развития проходит ваш ребенок в 6 лет. Быть осведомленным о них – значит, иметь преимущество, когда дело доходит до ваших с ребенком отношений. Если шесть лет ребенку — это тот самый возраст, когда индивидуальность вашего ребенка проявляется в высшей степени.

Сколько весит мозг и сердце голубого синего кита

Интересным фактом является то, что масса сердца кита составляет от 600 до 700 кг, а мозг весит в среднем 6,8 кг. Как видим, китовый мозг легче сердца примерно в 100 раз. Зачем киту такое «большое» сердце? Дело в том, что с транспортировкой крови по сосудам такого огромного многотонного тела маленькое сердце вряд ли бы справилось.

Северный дельфин белуха также является обладателем большого мозга весом 2350 грамм. А вот у его «собрата» дельфина афалина масса мозга – всего 1735 грамм.

Мозг человека – уникальное творение природы. Ведь в общей массе тела доля мозга составляет всего 2%, а для пребывания даже в состоянии «покоя» органу требуется не менее 9% энергии, поступающей в организм. Что уж говорить при активности мыслительных процессов! Как только человек начинает «усиленно» думать, уровень потребления энергии сразу возрастает до отметки 25%. К тому же, повышенная мозговая активность нуждается в дополнительном кислородном питании. Так что во время решения логических задач или написания сочинений наш мозг «забирает» из организма до трети всего поступающего кислорода.

Теперь мы знаем, сколько весит мозг человека сам по себе, а также по отношению к мозгу некоторых животных класса млекопитающих.

Интуитивно и эмпирически мы все знаем о том, что детство — это немного иной мир, со своим восприятием, своей скоростью реакции, своей закономерной непредсказуемостью.

Мозг ребёнка функционирует иначе, чем мозг взрослого человека: дети иначе мыслят, иначе себя ведут, иначе обучаются. Эти возрастные особенности формирования и функционирования мозга изучает возрастная когнитивная психология и нейропсихология. В этом материале под словом «взрослый» понимается период жизни от 18 до 25 лет; с 11 до 18 лет проходит подростковый период; с 4 до 10 — период детства; до 4 лет — раннего детства.

Десятилетия исследований развития детского мозга показали, что именно ранние детские годы (а именно от 1 года до 4) являются наиболее важными для дальнейшей эмоциональной, социальной, познавательной сфер жизни человека.

Мозговые заболевания у детей

Поскольку мозг развивается во время внутриутробной жизни и относительно долго после рождения, его индивидуальные структуры более подвержены повреждению. С другой стороны, нервная система ребенка по сравнению с взрослой обладает лучшей пластичностью и способностью к регенерации, например, после удара, сотрясения, воспаления.

В педиатрической неврологии и нейропсихологии регистрируются следующие патологии:

  • церебральный паралич и другие расстройства нервной системы – врожденные пороки развития и различные генетические синдромы, задержка развития, аутизм, а также воспаления, опухоли, травмы;
  • гередодегенеративные заболевания, метаболические дефекты, способные (не обязательно) воздействовать на другие органы;
  • эпилепсия – в дополнение к идиопатическим эпилептическим синдромам (без видимых причин), приступы могут быть симптомом другого заболевания ГМ – рака, врожденных дефектов, дегенеративных, метаболических заболеваний; эпилепсия чаще встречается у детей с церебральным параличом.

Болезни у недоношенных детей

Недоношенные дети регулярно проходят исследование УЗИ. Из-за хрупких кровеносных сосудов, неспособных реагировать на изменения кровотока и внутричерепного давления, может возникать кровотечение в мозг. Это наиболее распространенная проблема в первые несколько дней после родов у детей из очень низкой весовой категории.

Другое специфическое мозговое заболевание недоношенных детей – кистозная перивентрикулярная лейкомаляция. Это расстройство белого вещества, приводящее к образованию . Основы этого заболевания возникают в ходе внутриутробного развития или сразу после рождения, но диагноз может быть определен только через несколько недель.

Ответы знатоков

Это не я):

Отруби и взвесь… а вообще 3-4 кг. смотря какая голова.

Медведь:

где-то 3-4 кг

ольга рыбакова:

Чтобы вычислить вес головы, нужно отделить ее от тела. Но это — явно не самый удачный способ, поскольку данная процедура влечет за собой смерть, а значит, результатов вы уже не узнаете. Но решение всё же есть. Голова на плечах держится за счет шейных позвонков. Если вы повиснете головой вниз, шейные позвонки чуть раздвинутся, ведь голова будет оттягивать их вниз.

 

Продолжая висеть в том же положении, медленно опуститесь на весы. При этом постоянно наблюдайте, скажем, с помощью ультразвукового сканера за расстоянием между верхним шейным позвонком и черепом. Как только этот позвонок начнет соединяться с черепом, прекратите движение и посмотрите на весы. Поскольку шея не передает нагрузки на голову, это равносильно тому, что ваша голова отделена от шеи, а значит, на шкале указан точный вес вашей головы.

Если не удаётся взвесить непосредственно голову, то можно измерить её объем и приблизительно определить ее удельную массу, основываясь на том факте, что мозг человека, как и все тело, состоит главным образом из воды, а плотность воды при 0°С нам известна.

Чтобы вычислить объем головы, требуется человек, который согласиться (заметьте, добровольно! ) погрузить свою голову в ведро, до краёв наполненное водой. Температура воды должна быть близка к нулю. Не к абсолютному, конечно, но по Цельсию. Ведро должно стоять в тазу, чтобы можно было подсчитать объём воды, которая выльется при погружении головы.

Итак, наш смельчак должен погружать свою голову в ведро вертикально до тех пор, пока вода не коснётся основания подбородка. Затем определяем объём вытесненной воды и получаем приблизительный вес головы, из расчёта один литр равен одному килограмму. Для верности можно повторить опыт с погружением несколько раз.

Для тех, кто поверит на слово – воды выльется примерно 4.2 – 4.3 литра, следовательно, голова человека весит почти 4.5 килограмма.

Ворон Митрофан:

Пока не снимут обвисший мозг мыслительным процессом, поднимая висяшую голову!!

Новое вИдение:

7% от общей массы всего тела.. (так вшколе учили)

Елена Афанасьева:

грамм 700)))))))

Родное Сердце:

С перхотью или без?)))))))))))

Мао Дзедун:

Если учесть что средняя масса мозга 1350 г, то плюс череп и всё остальное думаю от 2000-2500 г

Игорь Незбудий:

Надо проверить. . отрезать не будем. . методом Архимеда.. . возьмем емкость с водой.. . опустим туда на секунду голову и пусть кто-то рядом отметит, насколько увеличился объем …вычислим объем вытесненной головой воды.. . удельный вес головы близок к удельному весу воды.. . но чуть больше.. . тонет голова…

Андрей:

Нос растет в течении всей жизни человека. Когда вы краснеете, ваш желудок краснеет тоже. Один волос может выдержать вес в 3 кг. Только один ребенок из 20 рождается в день, предписанный доктором. Древние греки полагали, что мальчики растут в правой стороне живота, а девочки — в левой. Если бы реальная женщина имела пропорции куклы Барби, она смогла бы передвигаться только на 4 конечностях. Если удалить пространство из всех атомов человеческого тела, то то, что останется, сможет пролесть в игольное ушко. В средневековье в темных пятнах Луны люди видели фигуру Каина, несущего охапку хвороста. В русском и английском языках нет слова для названия обратной части колена. В XV веке считали, что красный цвет лечит. Больные надевали красное и окружали себя красными вещами. Отпечатки языка у всех людей индивидуальны. В человеческом теле хватит жира на 7 кусков мыла. 80 % тепла человеческого тела уходит из головы. У человека меньше мускулов, чем у гусеницы. В момент смерти мозг Ленина был в четверть нормальной величины. Самые высокие в мире показатели IQ по стандартным тестам принадлежат двум женщинам. Большинство людей теряют 50 % вкусовых ощущений к 60-ти годам. Домашняя пыль на 70 % состоит из сброшенной кожи. Мозг на 80 % состоит из воды. На теле одного человека живет больше живых организмов, чем людей на Земле. Средняя человеческая голова весит 3,6 кг. За всю свою жизнь человек вырабатывает столько слюны, что ее хватило бы на 2 больших бассейна.

andruhanchiks:

Вопрос, наверное, интересный, но даже в интернете на него очень трудно найти нужный правильный ответ. Извините!

Литература

  • Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. — М., 1988.
  • Davidson’s Principles and Practice of Medicine. — 21st. — Edinburgh : Churchill Livingstone/Elsevier, 2010. — ISBN 978-0-7020-3085-7.
  • Hall, John. Guyton and Hall Textbook of Medical Physiology. — 12th. — Philadelphia, PA : Saunders/Elsevier, 2011. — ISBN 978-1-4160-4574-8.
  • Larsen, William J. Human Embryology. — 3rd. — Philadelphia, PA : Churchill Livingstone, 2001. — ISBN 978-0-443-06583-5.
  • Bogart, Bruce Ian. Elsevier’s Integrated Anatomy and Embryology / Bruce Ian Bogart, Victoria Ort. — Philadelphia, PA : Elsevier Saunders, 2007. — ISBN 978-1-4160-3165-9.
  • Pocock, G. Human Physiology: The Basis of Medicine / G. Pocock, C. Richards. — 3rd. — Oxford : Oxford University Press, 2006. — ISBN 978-0-19-856878-0.
  • Purves, Dale. Neuroscience. — 5th. — Sunderland, MA : Sinauer associates, 2012. — ISBN 978-0-87893-695-3.
  • Squire, Larry. Fundamental Neuroscience. — Waltham, MA : Elsevier, 2013. — ISBN 978-0-12-385-870-2.
  • Gray’s Anatomy: The Anatomical Basis of Clinical Practice. — 40th. — London : Churchill Livingstone, 2008. — ISBN 978-0-8089-2371-8.

Сколько весит мозг и сердце голубого синего кита

Интересным фактом является то, что масса сердца кита составляет от 600 до 700 кг, а мозг весит в среднем 6,8 кг. Как видим, китовый мозг легче сердца примерно в 100 раз. Зачем киту такое «большое» сердце? Дело в том, что с транспортировкой крови по сосудам такого огромного многотонного тела маленькое сердце вряд ли бы справилось.

Северный дельфин белуха также является обладателем большого мозга весом 2350 грамм. А вот у его «собрата» дельфина афалина масса мозга – всего 1735 грамм.

Мозг человека – уникальное творение природы. Ведь в общей массе тела доля мозга составляет всего 2%, а для пребывания даже в состоянии «покоя» органу требуется не менее 9% энергии, поступающей в организм.

Теперь мы знаем, сколько весит мозг человека сам по себе, а также по отношению к мозгу некоторых животных класса млекопитающих.

Как связаны головной мозг и человеческий ум, интеллект? Правда ли, что большой мозг отличает особенно умного человека? Попробуем разобраться.

Головной мозг – орган центральной нервной системы, один из главнейших в человеческом организме. Располагается в черепной коробке, ее мозговом отделе. Череп защищает мозговые ткани от повреждения. Сам человеческий мозг состоит из огромного количества нервных клеток и отвечает за мышление и сознание.

Прошли тысячелетия, прежде чем люди поняли, что мозг является руководящим центром для всего организма. Именно от работы мозга зависит, насколько умен человек, каков уровень его интеллекта. И возник закономерный вопрос: а связан ли размер мозга с умственными способностями? Кажется, чем умнее человек, тем больше должен быть мозг? Однако это заблуждение.

Согласно данным многолетней статистики, многие выдающиеся люди имели совсем небольшой мозг. И наоборот, мозг весом в 2,8 килограммов находился в голове умственно неполноценного человека. Известны и специфические заболевания, влияющие на увеличение мозга.

Тела людей отличаются по своим параметрам, это же касается и мозга. Однако существуют статистические исследования о том, сколько весит мозг человека в среднем, как он меняется. Согласно современным данным:

  • Усредненное значение веса человеческого мозга – 1200–1400 граммов.
  • Мозг взрослого человека обычно весит в пределах 1100–2000 граммов.
  • У представителей разных рас средний вес мозга отличается.
  • Также в среднем мужской мозг тяжелее женского примерно на 100 граммов.

Сколько весит мозг человекаPost navigationСвежие записиРубрикиВход на сайтМы в соцсетяхРейтинги

Вес мозга на протяжении жизни – величина непостоянная: сначала он растет вместе с человеком, достигает наибольшего значения примерно к 27 годам, затем масса начинает уменьшаться, примерно по 3 грамма в год.

У взрослого человека вес мозга составляет около 2 % от общей массы тела. У новорожденных же мозг занимает до одной десятой всего веса малыша. Обычно при рождении человек имеет мозг весом 300–500 граммов.

Интересно, что при таком соотношении массы тела и мозга у взрослого человека этот важнейший орган даже в состоянии покоя потребляет примерно 10 % поступающей в организм энергии. А если начинается мыслительная деятельность, то необходимость в энергии возрастает, достигая 25 %. Плюс мозгу требуется много кислорода – около трети поступающего в организм полезного газа берет себе мозг. Поэтому и так страшно кислородное голодание – оно ведет к разрушению клеток мозга.

Возвращаясь к вопросу о связи веса мозга и интеллекта, можно привести примеры выдающихся людей. Например, у поэта Джорджа Байрона мозг весил более 2200 граммов, у писателя Ивана Тургенева – 2000 граммов с небольшим. Ученый-физиолог Иван Павлов, изучавший в частности и работу мозга, сам имел мозг весом в 1650 граммов. Революционеры Владимир Ленин и Лев Троцкий – соответственно 1340 и 1560. Как видно, цифры самые разные, и совершенно не пропорциональны умственным способностям и одаренности людей.

В поисках ответа: сколько весит мозг человека?

Масса мозга

Масса человеческого мозга колеблется от 1000 до более чем 2000 граммов, что в среднем составляет приблизительно 2 % массы тела. Мозг мужчин имеет массу в среднем на 100—150 граммов больше, чем мозг женщин, однако статистической разницы между соотношением размера тела и мозга у взрослых мужчин и женщин не обнаружено. Распространено мнение, что от массы мозга зависят умственные способности человека: чем больше масса мозга, тем одарённее человек. Однако очевидно, что это далеко не всегда так. Например, мозг И. С. Тургенева весил 2012 г, а мозг Анатоля Франса — 1017 г. Самый тяжёлый мозг — 2850 г — был обнаружен у индивида, который страдал эпилепсией и идиотией. Мозг его в функциональном отношении был неполноценным. Поэтому прямой зависимости между массой мозга и умственными способностями отдельного индивида нет.

Однако на больших выборках в многочисленных исследованиях обнаруживается положительная корреляция между массой мозга и умственными способностями, а также между массой определённых отделов мозга и различными показателями когнитивных способностей. Ряд учёных[кто?], однако, предостерегает от использования этих исследований для обоснования вывода о низких умственных способностях некоторых этнических групп (таких как австралийские аборигены), у которых средний размер мозга меньше. Ряд исследований указывает, что размер мозга, почти полностью зависящий от генетических факторов, не может объяснить бо́льшую часть различий в коэффициенте интеллекта. В качестве аргумента, исследователи из Университета Амстердама указывают на существенную разницу в культурном уровне между цивилизациями Месопотамии и Древнего Египта и их сегодняшними потомками на территории Ирака и современного Египта.

Степень развития мозга может быть оценена, в частности, по соотношению массы спинного мозга к головному. Так, у кошек оно — 1:1, у собак — 1:3, у низших обезьян — 1:16, у человека — 1:50.
У людей верхнего палеолита мозг был заметно (на 10—12 %) крупнее мозга современного человека — 1:55—1:56.

Мозг с точки зрения кибернетики

С точки зрения кибернетики, мозг представляет собой гигантскую обучающуюся статистическую аналоговую машину из живых ионных элементов без жесткой структуры связей между элементами, с потребляемой мощностью около 25{\displaystyle 25} Ватт. Оценки объема памяти мозга у различных авторов колеблются от 106{\displaystyle 10^{6}} до 1016{\displaystyle 10^{16}} бит. Высшая нервная деятельность заключается в работе с образами внешнего мира многоступенчатым иерархическим методом параллельной обработки информации. Память мозга устроена по особому принципу — запоминаемая информация одновременно является адресом запоминания в коре головного мозга, причем запоминается не только информация, но и частота её повторения. Соединения нейронов мозга образуют многоуровневую сетевую структуру.

Предпринимаются первые попытки создания математических моделей мозга на основе теории автоматов, нейронных сетей, математической логики, кибернетики

Американские учёные попытались сравнить человеческий мозг с жестким диском компьютера и подсчитали, что человеческая память способна содержать в себе около 1 миллиона гигабайт (или 1 петабайт) (например, поисковая система Google обрабатывает ежедневно около 24 петабайт данных). Если учесть, что для обработки такого большого массива информации мозг человека тратит только 20 ватт энергии, его можно назвать самым эффективным вычислительным устройством на Земле.

Мозговые волны

– это выражение частоты, в которой работает орган. В течение дня они меняются, что вызывает изменение состояния человека. Волны делятся на 5 типов:

  • дельта;
  • тета;
  • альфа;
  • бета;
  • гамма.

Все волны активные, на сознание влияет доминирующая мозговая волна. Каждый тип волны играет важную роль в формировании интеллекта в детстве.

Ниже представлена диаграмма частот волн и соответствующие состояния ума.

Бета (14-30 Гц):

  • концентрация, волнение, бдительность, познание;
  • высокие уровни связаны с беспокойством, заболеваниями, чувством одиночества, спорами.

Альфа (8-13,9 Гц):

  • релаксация, бодрствование, легкий транс, увеличение производства серотонина;
  • сонливость, медитация, вход в подсознание.

Тета (4-7,9 Гц):

фаза сна REM;
увеличение производства катехоламинов (важно для обучения и памяти), повышение креативности;
интегративные, эмоциональные переживания, потенциальные изменения в поведении, повышенное сохранение знаний;
гипнотическое воображение, транс, глубокая медитация, проникновение в подсознание.

Дельта (0,1-3,9):

  • «бессонный сон»;
  • выпуск гормона роста;
  • глубокое, нефизическое состояние, транс;
  • вход в подсознание.

Читайте так же:  Дилатация